фактические показатели 2021
0.64 МЛРД. РУБ.
Источник данных:
По данным Департамента аудита и контроля Минпромторга России
Дата актуализации:
11.02.2022
Общий оборот розничной торговли в России по итогам 2016 г. превысил 28 трлн рублей. Несмотря на снижение показателей на 5,2%, отрасль остается существенной частью российской экономики.
На нее приходится около 16% ВВП, при этом в сфере генерируется каждый десятый рубль налоговых бюджетных доходов и занят каждый шестой житель России.
Основной документ, который отражает проблемы и перспективы развития потребительского рынка в России — стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 гг. и период до 2020 г.
Среди целевых индикаторов стратегии — соотношение площади торговых мест к населению, количество предпринимателей-торговцев, а также доля интернет-торговли. Планируется, что количество организаций в сфере торговли к 2020 г. превысит 300 тыс., а число индивидуальных предпринимателей — 1,3 млн.
Немаловажную роль в концепции развития потребительского рынка товаров и услуг играют новые торговые форматы. Так, сейчас Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает стратегию развития электронной торговли в Российской Федерации на 2017−2018 гг. и на период до 2025 г. Кроме того, уже написан законопроект, по сути легализующий мобильную торговлю.
Другое приоритетное направление работы ведомства — недопущение на отечественный рынок контрафактных и нелегальных товаров. В частности, Минпромторг планирует упростить лицензирование для продавцов алкоголя, чтобы увеличить долю легальных точек продаж и маркировать продукцию легкой промышленности.
В условиях снижения доходов населения важной мерой является программа поддержки потребительского спроса на продовольствие. Её годовой бюджет может составить 200-300 млрд рублей. Старт программы продпомощи намечен на 2019 г.
По данным доклада «Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 год и результатах деятельности за 2016 год».